Гриднев Анатолий Николаевич, директор,
Сучкова Елена Марковна, заместитель директора
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр развития творчества детей и юношества
«Центр социализации молодежи»,
Логинова Александра Александровна,
кандидат педагогических наук,
учитель истории, руководитель клуба «Память»
средней школы Посольства России в Румынии
Создание и эффективное использование социально-воспитательного пространства при проведении дистанционных мероприятий гражданско-патриотической направленности для детей и подростков
Реалии настоящего времени требуют поиска особых форм в рамках уже созданного социально-воспитательного пространства образовательного учреждения.
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества «Центр социализации молодежи» (далее – Центр социализации молодежи) ищет такие формы работы с молодежью Самарской области, которые позволили бы соответствовать ее современным запросам.
Не секрет, что некоторые педагогические технологии уже устарели. Информационное общество предоставляет детям и подросткам все более увлекательные технологии. Педагоги и родители разводят руками: «Что делать, ведь ребят буквально не оторвать от компьютера, игр и прочих соблазнов техники». Многие из них даже в ущерб учебе сидят в Интернете. Как же найти место для их реальной социализации? Зачастую можно говорить лишь о так называемой «виртуальной социализации» (социальные сети), которая иногда довольно вредно воздействует на неокрепшие юные умы. Много говорится и пишется об опасности социальных сетей, Интенет-сообществ и т.д. Какую альтернативу современные педагоги и методисты могут предложить ребятам на сегодняшний день?
Конечно, мы не ставим задачу полностью исключить из жизни ребенка Интернет-среду и гаджеты. По нашему мнению, необходимо творческим подойти к решению данной проблемы и постараться использовать, или, если говорить современным языком, «эксплуатировать» современные технологии для решения проблем, в том числе и такого актуального и важного направления в социально-педагогической работе как гражданско-патриотическое воспитание учащихся.
Центр социализации молодежи и средняя школа Посольства России в Румынии нашли свою форму взаимодействия и создали пространство, в котором ребята могут не только просто общаться через Интернет, но и организовывать дискуссии, проводить телемосты, брейн-ринги.
Что в этом особенного? Многие образовательные учреждения этим занимаются уже давно. Но вот в чем секрет. Руководители социально-педагогических направлений Центра и школы Сучкова Е.М. и Логинова А.А. не просто организуют и проводят мероприятия, они создали пространство, в котором объединены и взаимодействуют учащиеся Самарской области и разных стран мира, обучающиеся в российской школе за рубежом и целенаправленно получающие российское образование. Таким образом, решается один из самых сложных вопросов современности – посредством коммуникации воспитывать молодежь в духе моральных и гражданско-патриотических ценностей. В школе Посольства большое место занимает работа гражданско-патриотического клуба «Память», который стал ядром проведения различных мероприятий.
Так, например, состоялся совместный телемост «Памяти павших будем достойны!», организованный и проведенный 5 февраля 2015 года в рамках подготовки к празднованию 70-летия Великой Победы между ребятами - членами гражданско-патриотического клуба «Память» нашей школы - и активом музеев учреждений образования Самарской области (Россия).
Ребята из Бухареста рассказали активистам музеев Самарской области и их руководителям о деятельности клуба «Память». О том, как они сохраняют историческую память о тех событиях, которые происходили в России и в Румынии в разные переломные моменты истории.
Состоялся разговор о работе клуба, о том, что дети ежегодно участвуют в поиске имен погибших советских солдат на территории Румынии, поддерживают по мере сил порядок на могилах солдат и офицеров, похороненных на воинских кладбищах, участвуют в конкурсах творческих работ, викторинах по истории Второй мировой и Великой Отечественной войны.
Слушатели телемоста узнали об участии Румынии в борьбе против фашизма на завершающем этапе войны.
В свою очередь, активисты музеев – школьники из Самарской области и их руководители-взрослые - познакомили наших ребят со спецификой своих музеев, поделились интересными находками.
Все мероприятия носят ярко выраженный гражданско-патриотический характер. И не случайно девизом клуба «Память» стали слова: «Чтим прошлое, творим настоящее, верим в будущее!».
Значимым событием в совместной работе стал брейн-ринг 17 марта 2015 года, посвященный Великой Отечественной войне. В нем приняли участие члены клуба «Память» и 8 команд из разных образовательных учреждений Самарской области: школ, колледжей, техникумов.
Мероприятие было тщательно продумано. Стоит отметить, что если телемосты, как правило, требуют от участников свободы в общении, непосредственного включения в общий разговор, импровизации, то такая форма как брейн-ринг в дистанционном формате предполагает тщательную подготовку (вопросы должны быть однозначны, интересны, актуальны, носить общеразвивающий характер), мастерства ведущего (Чижов М.В.), особо доброжелательного отношения участников друг к другу, несмотря на соперничество и желание победить.
На такие мероприятия специалисты Центра социализации молодежи приглашают в жюри известных людей области, профессионалов. Например, в жюри брейнг-ринга вошли Гранитова Раиса Захаровна, руководитель Музея профтехобразования Самарской области, Завальный Александр Никифорович, главный библиограф, краевед Самарской области, Зубова Ольга Владимировна, заместитель директора Центрального государственного архива Самарской области
Атмосфера проводимых мероприятий, их интеллектуальный и творческий заряд позволяют сделать вывод о том, что такие мероприятия не только не потеряли своей актуальности, но и позволяют совершенствовать данную форму работы. Мост между Россией и Румынией, Самарой и Бухарестом соединил молодое поколение россиян. Итогами брейн-ринга стали 1, 2 и 3 места его участников. И не столь важно, какие места получили команды, важно то, что организаторы дистанционных мероприятий успешно справляются с главной задачей современного образовательного учреждения – создавать все возможные условия для эффективных форм взаимодействия с социальной средой.
|