Вторник, 14.05.2024, 13:51

...

Наши работы

Главная » Статьи » Наши статьи

ТОЛЕРАНТНОСТЬ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Государственное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка при Посольстве России в Румынии

 

ТОЛЕРАНТНОСТЬ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

 

Реферат по обществознанию

 

Автор:

Атаева Ляйла Идрисовна,

учащаяся 9 класса

 

Научный руководитель:

Логинова Александра Александровна,

учитель истории и обществознания

г.Бухарест

2013

Содержание

 

 

Введение

 

Глава 1.

Понятие «толерантность»

  1. Сущность понятия и его актуальность для современного общества
  2. Анализ правовых актов по проблемам толерантности

 

Глава 2.

Толерантность молодежи на психологическом уровне

2.1. Формы толерантности

2.2. Толерантная и интолерантная личность

 

Глава 3.

Особенности толерантности старшеклассников. Диагностика  уровня толерантности учащихся 9-11 классов

 

 

Заключение

 

 

Список литературы и источников

 

 

Приложения

 

 

Введение

 

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

Актуальность выбора данной темы обоснована тем, что в последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.

При этом нельзя забывать, что агрессия, вандализм, убийства и самоубийства - явления, сопутствующие истории человечества с незапамятных времен [4]. И именно молодежь оказывается той социальной группой, которая, сталкиваясь с негативными и жестокими явлениями, порожденными жизненной реальностью, оказывается наиболее чувствительной и уязвимой частью общества и тем «барометром», ориентируясь на показания которого, можно прогнозировать будущее государства. Известно, что молодежь далеко не всегда способна адекватно и полно воспринимать богатство и разнообразие того социокультурного пространства, внутри которого она развивается и живет.

Порой представителям молодежи очень трудно сделать выбор себя, своей жизни, выбор того, к какой социокультурной группе она хотела бы принадлежать, какие ценности сделать главными ориентирами своей жизни и судьбы.

Формирование гражданского общества в России возможно лишь при усвоении фундаментальных демократических ценностей. Одной из таких ценностей является толерантность – непременное условие выживания и развития современной цивилизации.

Проблема толерантности актуальна и для молодежи современной России в силу её многонационального состава и многоконфессиональности, а также в связи с особенностями переживаемого периода истории – распада СССР, локальными войнами, усилением сепаратистских настроений, ростом национального экстремизма и т.д. Во многом этим объясняются те усилия, которые предпринимаются в настоящее время различными общественными и государственными институтами России для формирования в обществе высокой толерантности. В связи с трансформацией российского общества, его интеграцией в мировое сообщество, снижением согласия и терпимости в социуме возникает потребность в анализе социальных и культурных предпосылок толерантности, а также тенденции её динамики. В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро, особое место в этом процессе занимает  воспитание толерантности современной молодежи.

Проблема толерантности молодежи связана прежде всего с коммерциализацией отношений, утратой прежних идеалов и ценностей, глобализацией и т.д.

По данным опроса, проведенного среди молодежи в возрасте 15-20 лет в 2012 году Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), складывается крайне неблагоприятная картина.

Вызывает особую тревогу тот факт, что у 66% опрошенных чрезвычайно низкий уровень терпимости по отношению к людям других национальностей. Конечно, подобное отношение объясняется, в первую очередь, войной в Чечне, и террористическими актами, которые были проведены как в Москве, так и в некоторых других городах России.

На вопрос: «Если Вы испытываете неприязнь к людям другой национальности, то к каким именно?», получены следующие ответы: к представителям «кавказских национальностей» (чеченцам, грузинам и др.) – 66%; к евреям – 17%; к представителям среднеазиатских национальностей (таджикам, узбекам и др.) – 13%; к представителям других национальностей – 4% [14].

 Все указанные выше факторы и послужили причиной выбора темы исследования «Толерантность молодежи в современном обществе».

Объект исследования – толерантность молодежи, включающая в себя различные формы терпимости людей во взаимоотношениях друг с другом.

Предмет исследования - проблема формирования толерантности молодежи.

Цель данной работы – выявить какие уровни толерантности доминируют среди учащихся 9-11 классов и разработать рекомендации по толерантному поведению.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

  1. изучить современные проблемы толерантности молодежи;
  2.  проанализировать государственно-правовые акты, регулирующие проблемы толерантности;
  3. провести диагностические исследования у учащихся старших классов для разработки памятки развития толерантности.

Гипотеза исследования: успешность решения проблем толерантности связана с реализацией следующих условий:

  1. изучение проблем толерантности на психологическом уровне;
  2. использование государственно-правовых актов по проблемам толерантности;
  3. изучение различных мер по развитию толерантности молодежи;

Пути и способы решения задач исследования предполагают определение основных методов, которые использовались при проведении исследования. В данной работе использовались методы: метод сравнительного анализа, статистический метод, анкетирование, опрос.

 

Глава 1. Понятие «толерантность»

1.1.   Сущность понятия и его актуальность для современного общества

Основным понятием исследования является «толерантность». Значение данного слова при употреблении его в обыденных ситуациях легко улавливается из контекста. Однако при попытке дать научное определение толерантности возникают немалые трудности, так как данное понятие используется в самых разных областях знания: этике, психологии, политике, теологии, философии, медицине и др. Слово «толерантность» вошло в употребление в русском языке сравнительно недавно; в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (изд. 1901 года) даётся лишь небольшая статья о существительном «толерантность» как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям.

По сути своей, понятия «толерантность» и «терпимость» синонимичны. Согласно толковому словарю русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова (Т. 4. 1940), «толерантность» - производное от французского tolerant – терпимый [11,726] (подобные примеры синонимичности данного понятия содержатся и в других языках; например: нем. Duldsamkeit – терпимость и Toleranz – толерантность).

В словаре В.И. Даля (Т. 4) слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность что или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхожденью» [3,755]. Подобным же образом трактует данное понятие и большинство современных словарей: так, «Современный словарь иностранных языков» определяет понятие «толерантность» как «…терпимость, снисходительность к какому-либо, чему-либо» [8,610], а «Большой энциклопедический словарь» под общей редакцией А.М. Прохорова трактует «толерантность» как «…терпимость к чужим мнениям, верованиям,
поведению» [2].

Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. «Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [5,457]. Более полным представляется определение терпимости, данное в словаре по этике под редакцией
А.А. Гусейнова и И.С. Кона: «Терпимость – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения
без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения…» [9,351].

Данное определение не ограничивает, в отличие от предыдущего, применения толерантности только к представителям иных наций, народностей и религий и отмечает моральную основу данного качества личности.

Для определения более точного понятия толерантности целесообразно рассмотреть данное качество на уровне психологии личности.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что толерантность является многоплановым понятием, в котором сконцентрировано множество смыслов, но все они объединены одним – желанием понимать и принимать что-то отличное от своего.

 

  1. 2. Анализ правовых актов по проблемам толерантности

Для того, чтобы более полно осветить проблемы толерантности молодежи, необходимо обратиться к нормативным документам. Итак, в Декларации о ликвидации всех форм дискриминации на основе религии или убеждений, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 25 ноября 1981 года, говорится о том, что достоинство и равенство присущи каждому человеку,  что все государства-члены обязались предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с ООН для содействия и поощрения всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка или религии. Во Всеобщей декларации прав человека и в международных пактах о правах человека провозглашаются принципы не дискриминации и равенства перед законом и право на свободу мысли, совести, религии или убеждений.

Так же говорится о том, что игнорирование и нарушение прав человека, в частности права на свободу мысли, совести, религии или убеждений любого рода, являются прямо или косвенно причиной войны и тяжёлых страданий человечества, особенно когда они служат средством иностранного вмешательства во внутренние дела других государств и приводят к разжиганию ненависти между народами и государствами [12,335-340].

Декларация принципов толерантности, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 16 ноября 1995 года принимает во внимание соответствующие международные акты, в том числе:

  • Международный  пакт о гражданских и политических правах;
  • Международный  пакт об экономических, социальных и культурных правах;
  • Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации;
  • Конвенцию о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него;
  • Конвенцию о правах ребёнка;
  • Конвенцию 1951 года о статусе беженцев, а также Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области;
  • Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;
  • Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания,
  • Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений;
  • Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам;
  • Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма;
  • Венскую декларацию и Программу действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене;
  • Декларацию ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках;
  • Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования.

В Декларации и программе действий в области культуры мира говорится о том, что более полное становление культуры мира неразрывно связано с ликвидацией всех форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости [12, 350-351].

В Декларации тысячелетия ООН, принятой на Саммите тысячелетия 6-8 сентября 2000 года описывается ряд фундаментальных ценностей, которые будут иметь существенно важное значение для международных отношений в XXI веке: свобода, равенство, солидарность, терпимость (при всём многообразии вероисповеданий, культур и языков люди должны уважать друг друга); следует активно поощрять культуру мира и диалог между всеми цивилизациями [12].

На Всемирной конференции по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости (далее - Конференция), которая проходила в Дурбане (Южная Африка) 31 августа – 7 сентября 2001 г., акцент был сделан на то, что «…все мы – одна человеческая семья, эта истина становится теперь самоочевидной в свете первоначальной расшифровки генотипа человека – выдающегося достижения, которое не только лишний раз подтверждает нашу человеческую общность, но и обещает трансформировать научную мысль и практику, а также представления нашего человеческого рода о самом себе». Эту Декларацию о видении будущего, инициированную Верховным комиссаром ООН по правам человека и генеральным секретарём Всемирной конференции против расизма Мэри Робинсон, при патронаже Нельсона Манделы, подписали руководители 75 стран [12].

Кто может помочь в решении проблем толерантности молодежи?

Государственные учреждения, позволяющие урегулировать разногласия посредством диалога, играют важную роль в обеспечении защиты прав уязвимых групп. Конференция рекомендовала создавать и укреплять уже существующие независимые национальные учреждения в целях борьбы против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости и оказания помощи жертвам.

Гражданское общество. Конференция также признала основополагающую роль, которую гражданское общество играет в борьбе против расизма и в стимулировании общественной заинтересованности. Она также отметила, что содействие обеспечению более высокой степени взаимного уважения и доверия между различными группами внутри общества должно быть общей, но дифференцированной обязанностью государственных институтов, политических лидеров, низовых организаций и граждан.

Средства массовой информации. СМИ, будь то аудиовизуальные, электронные или печатные, играют важную роль в демократических обществах. Признавая позитивный вклад, вносимый СМИ в борьбу против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, Конференция с сожалением отметила, что некоторые СМИ, создавая неверное представление об уязвимых группах и отдельных лицах, в частности мигрантах и беженцах, и формируя негативные стереотипы, способствуют распространению в обществе ксенофобии и расистских настроений и в некоторых случаях поощряют насилие со стороны расистски настроенных лиц и групп.

Образование. Невозможно переоценить важную роль образования в обеспечении информированности и поощрении уважения и терпимости в целях предотвращения расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости и борьбы с ними. Конференция вновь подчеркнула не только важность доступа к образованию без какой-либо дискриминации, но также и роль образования в области прав человека в борьбе с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и связанной с ними нетерпимостью и в укреплении взаимопонимания между всеми культурами и цивилизациями.

Для России важное значение имеет уже реализованная

Федеральная Целевая Программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (далее - Программа) (на 2001-2005 годы).

Целью Программы стало формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения в различных ситуациях социальной напряжённости как основы гражданского согласия в демократическом государстве. Программа предусматривала следующие подпрограммы:

1) «Личность», включающая разработку и внедрение в систему образования всех ступеней программ и учебных материалов, воспитывающих подрастающее поколение в духе толерантности; развитие механизмов страхования как социального института конструирования мотивации безопасности поведения;

2) «Семья», включающая разработку и реализацию комплекса мероприятий по повышению социальной роли семьи в воспитании у подрастающего поколения толерантности;

3) «Общество», включающая разработку и реализацию комплекса мероприятий по пропаганде миролюбия, повышению устойчивости к этническим, религиозным конфликтам;

4) «Государство», включающая комплекс мероприятий, обеспечивающих повышение эффективности государственной политики по снижению социально-психологической напряжённости в обществе;

5) «Организационное и информационное обеспечение», включающая разработку и реализацию комплекса мероприятий по повышению эффективности реализации Программы, включая международное сотрудничество [13].

В Москве по данной программе в школах проводится «День толерантности» один раз в год, как и во многих других городах России.

Отсутствие толерантного климата в сегодняшней молодежной среде способствует возникновению очагов социальной напряжённости, различных конфликтов (межэтнических, межрелигиозных и проч.), проявлений экстремизма. Эффективное противодействие этим негативным социально-политическим явлениям особенно в молодежной среде возможно при осуществлении целой системы мер.

Одной из таких мер стало изучение нами данной проблемы и поиск путей ее решения.

 

 

 

 

 

Глава 2. Толерантность молодежи на психологическом уровне

2.1. Формы толерантности

Психологическая проблематика толерантности находится на самых ранних этапах исследования.

В психологии, как и в других областях научного знания, следует различать обыденные и собственно научные определения толерантности. Однако в современной психологической литературе провести данное различение крайне затруднительно, достаточно привести лишь некоторые определения толерантности: «ценность взаимодействия в условиях противоречия»; «принятие иных, отличающихся от твоих собственных, интересов и целей»; «дружелюбие, спокойствие, мирная настроенность, антипод агрессивности, злобности и раздражительности»; «способность выслушивать, пытаться вынести из полученной информации зерна разума и уживаться с различными точками зрения, как бы выслушанное ни противоречило собственным воззрениям»; «стремление к согласию, бесконфликтность». Все эти определения могут служить в равной степени как обыденными, так и научными определениями толерантности.

Поскольку молодежь еще не обладает устойчивой психикой в силу своих возрастных особенностей, не всегда адекватно воспринимает существующие реалии жизни, необходимо четко понимать, какие формы толерантности существуют на уровне психологии личности.

Различают несколько форм толерантности:

естественная (натуральная) толерантность - она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Они не определяются и не определяют качеств его «Я», поскольку процесс становления личности, т.е. ее персонализации еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д.

Наличие естественной толерантности позволяет малышу принимать родителей в любом виде, вплоть до крайне жестокого обращении с ним. В последнем случае она, с одной стороны, создает психологическую защищенность и позволяет сохранить позитивные отношения с семьей, но с другой – неизбежно невротизирует формирующуюся личность, снижая способность принятия себя, своего опыта, чувств и переживаний (толерантность типа «А»);

моральная толерантность – этот тип означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним «Я» человека). В той или иной мере она присуща большинству взрослых людей и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит.

Здесь имеет место некая условность, т.к. человек не проявляет нетерпимость, которая у него имеется, но остается внутри. Ситуационной моделью сути такого отношения являются варианты типа «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…».

Подобная схема, к сожалению, является основой современных реалий массовой культуры и семейного воспитания. И конфликт поколений тоже происходит из проявляемой его участниками терпимости по отношению к ценностным установкам друг друга (толерантность типа «Б»);

нравственная толерантность – как ни странно, в терминологическом поле на сей раз мы имеем парадоксальный случай, когда синонимическое значение слов «моральный» и «нравственный» разведено. В отличие от моральной, нравственная толерантность на языке специалистов предполагает принятие и доверие, которые ассоциируются с сущностью или «внутренним Я» человека.

Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается.

Собственно, это и есть истинная, зрелая толерантность. Для оценки ее уровня специалисты разработали соответствующие психологические портреты, используя несколько критериев. Они могут служить подсказкой и для желающих убедиться в собственной толерантности (толерантность типа «В»).

Но данные формы толерантности не исчерпывают список других форм. Например, в случае определения толерантности или интолерантности молодежи в возрасте от 15 до 20 лет можно использовать другие методики. Целесообразным, на наш взгляд, будет определение толерантной или интолерантной личности.

Для этого обратимся к понятию толерантной – интолерантной личности.

 

2.2. Толерантная и интолерантная личность

Любой молодой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

Есть два пути развития личности подростка: толерантный  и  интолерантный.

Итак, что свойственно человеку толерантному (Т) и интолерантному (И)?

1. Знание себя

Т: Адекватно оценивает себя и окружающих. Способен относиться к себе критически, старается разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках.

И: Замечает у себя преимущественно достоинства, а у других недостатки, по поводу которых занимает обвинительную позицию.

2. Защищенность

Т: Уверен в себе, не сомневается, что справится с любой возникшей задачей.

И: Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

 

3. Ответственность

Т: Не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки.

И: Считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Беспричинно подозревает, что ему вредят.

4. Потребность в определении

Т: Стремится к работе, творчеству, самореализации.

И: Склонен отодвигать себя на второй план («пусть кто-нибудь другой, только не я…»).

5. Чувство юмора

Т: Живо реагирует на шутки, способен посмеяться и над собой.

И: Апатично либо мрачно воспринимает юмор. Раздраженно реагирует даже на безобидные шутки в свой адрес.

6. Авторитаризм

Т: Предпочитает демократические начала.

И: Предпочитает жесткую власть.

Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому взятая на себя задача «стану терпимым!» может привести только к усилению моральной толерантности.

Дорасти же до нравственной можно, лишь начав с самопознания и двигаясь в направлении внутренней гармонии.

 

Глава 3. Особенности толерантности старшеклассников. Диагностика уровня толерантности учащихся 9-11 классов

Для того чтобы выяснить, насколько старшеклассники нашего образовательного учреждения обладают той или иной степенью толерантности или интолерантности, мы провели диагностический срез в форме опроса среди учащихся 9-11 классов (Приложение 1).

Для определения данных показателей мы воспользовались методикой, предложенной Т.П.Бетенеевой [1,174-177].

Согласно методике условно мы выделили четыре уровня: высокий и невысокий уровни толерантности, высокий и невысокий уровни интолерантности.

Высокий уровень интолерантности выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иных культур. Это проявляется в склонности человека характеризовать культурные отличия как отклонения от некоей нормы, как девиантность, в нежелании признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности. Это проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении к таким отличиям, в демонстра­тивной враждебности и презрении к таким людям, в желании «очистить» от них пространство собственного бытия. Это проявляется в нежелании даже попытаться взглянуть на те или иные жизненные ситуации с точки зрения другой культуры. Это вполне осознанная, отрефлексированная позиция. Школьники, занимающие такую экстремистскую позицию, как правило, выделяются своим поведением, определенного рода пуб­личными высказываниями, а иногда даже и внешним видом.

Невысокий уровень интолерантности характеризуется тем, что человек на словах признает права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей независимо от их расовой, национальной, религиозной принадлежности, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп. Такой диссонанс между декларируемыми гуманистическими принципами и реальным проявлением нетерпимости человек пытается оправдать ссылками на общественное мнение («все так считают»), аморальное поведение, якобы свойственное представителям этих групп («все они такие»), личный неудачный опыт взаимодействия с ними («я встречал таких людей и уверен, что...»). Эта позиция основана на культуроцентризме, ксенофобии, презумпции вины другого... Такого рода толерантность проявляется не только в непринятии других культур, но и в непонимании их, рассмотрении их сквозь призму только собственных культурных установок.

Высокий уровень толерантности характеризуется следующими признаками. Это признание иных культур, признание права людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей. Это положительное отношение к культурным отличиям, повышенная восприимчивость к любым проявлениям культурной дискриминации, способность находить в иной культуре нечто полезное и цепное для себя самого. Это умение избегать культурные предрассудки и стереотипы, решение рассматривать иные культуры сквозь призму ценностей и приоритетов этих культур, способность предполагать альтернативные взгляды на проблемы, возникающие в поликультурном обществе.

Невысокий уровень толерантности определяется признанием и принятием культурного плюрализма, уважением к самым разнообразным социокультурным группам, но при этом склонностью человека разделять (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Он не может самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, проявления культурной дискриминации в повседневной жизни. Ему трудно представить, с какими проблемами могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты или беженцы. Это объясняется непониманием другого, неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.

Перед проведением опроса нам было интересно выяснить социальный состав опрашиваемых, и мы провели анкетирование (пол, национальность, религиозная принадлежность, участие в молодежных субкультурах) (Приложение 2).

В опросе приняло участие 20 человек. Из них 8 девушек, 12 юношей в возрасте от 15 до 19 лет.

Среди опрошенных  13 русских, 1 армянин, 2 белоруса, 1 украинец, 1 дагестанка, 2 румын.

15 или 75% относят себя к представителям православного христианства, 1 или 5% к мусульманам, 1 или 5%  - к католикам, 3 (15%) являются атеистами.

Один из опрошенных (5%) относит себя к молодежной субкультуре «геймеры», один (5%) ответил, что ему симпатичны байкеры и рокеры. Остальные  90% опрошенных учащихся не причислили себя ни к каким молодежным группам.

Результаты опроса представлены в диаграммах (Приложение 3).

В ходе проведенного опроса было выявлено, что лишь 3 учащихся (15% от количества опрошенных) имеют высокий уровень толерантности. Следовательно, эти учащиеся полностью признают иные культуры, права людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей, положительно относятся к культурным отличиям, способны находить в иной культуре нечто полезное и ценное для себя самого, способны предполагать альтернативные взгляды на проблемы, возникающие в поликультурном обществе.

15 учащихся (75% от опрошенных) имеют невысокий уровень толерантности. Для них характерно признание и принятие культурного плюрализма, уважение к самым разнообразным социокультурным группам, но при этом они склонны использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Они не могут самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, проявления культурной дискриминации в повседневной жизни. Им трудно представить, с какими проблемами могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты или беженцы. Их характеризует непонимание другого, неумение увидеть человека изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.

Тревожным для нас стал факт выявления 2-х учащихся (10% от опрошенных) с невысоким уровнем интолерантности. Для этих учащихся характерным является то, что они на словах могут признавать права других на культурные отличия, могут декларировать принципы равенства людей независимо от их расовой, национальной, религиозной принадлежности, но при этом испытывают личное неприятие отдельных социокультурных групп. Эта позиция основана на культуроцентризме, ксенофобии, презумпции вины другого... Такого рода толерантность проявляется не только в непринятии других культур, но и в непонимании их, рассмотрении их сквозь призму только собственных культурных установок.

Вышеизложенное дает нам право предположить, что подавляющее большинство старшеклассников толерантны. Но уровень толерантности является низким. И это вполне объяснимо, поскольку в подростковом и юношеском возрасте характер человека и его жизненные установки проходят процесс формирования.

Человек на протяжении всей своей жизни учится быть терпимым к другим людям, уважать и принимать других такими, каковы они есть.

И очень важно, чтобы в юношеском периоде человек понимал, что от уровня толерантного сознания и поведения зависит не только жизненный успех, карьера, но и, подчас, сама жизнь.

Итак, на основании вышеизложенного делаем вывод:

большинство старшеклассников нуждаются в осознанном повышении уровня толерантности.

С этой целью нами разработана «Памятка развития толерантности для старшеклассника», в которой определены основные правила толерантного поведения (Приложение 4). Нами также проведен «Урок толерантности» в 9, 10, 11 классах, на котором автор при поддержке педагога ознакомил учащихся с проведенными исследованиями, была роздана памятка по толерантности,  а также был проведен тренинг по формированию толерантных качеств личности (Приложение 5).

 

Заключение

Формирование культуры толерантности приобретает особую актуальность в свете происходящей ныне глобализации. Под её воздействием мир становится всё более целостным.

Различные культуры, религии, цивилизации взаимодействовали и прежде. При этом нередко возникали и острая вражда, и нетерпимость. Однако их основные очаги были разделены территориально, будучи как бы отгороженными друг от друга. Ныне глобальные коммуникационные, финансовые, миграционные потоки пробили огромные бреши в существовавших барьерах, спрессовывая разные культуры и образы жизни в едином пространстве мирового социума. Складывается плотная, всепроникающая сеть общественных взаимоотношений. Нетерпимость в этих условиях генерирует высокие напряжения, способные блокировать жизнедеятельность общественных систем как на национальном, так и на мировом уровнях.

Вместе с тем глобализация наглядно демонстрирует неисчерпаемое многообразие социокультурных традиций и форм общественного устройства, норм взаимоотношений и ценностных ориентаций, присущих разным сообществам. С каждым десятилетием это многообразие не только не уменьшается, но растёт, иногда в геометрической прогрессии, бросая вызов самой способности человеческого рода регулировать возникающие на этой почве противоречия, не допускать их перерастания в острые конфликты и столкновения.

Как нам видится, толерантность иногда стараются навязывать людям: это стало модно - быть толерантным. Люди, особенно молодежь, которые даже понятия не имеют что это такое, не разбираются в этом понятии, говорят о себе: «Я толерантен!». Это глупо и нелогично. Не надо быть слишком услужливым к другим нациям, конфессиям или мнениям, но и не надо их воспринимать агрессивно. Нужно что-то среднее, но до этого человек должен дойти самостоятельно, это некое саморазвитие, самосовершенствование.

На основании проведенной нами работы можно сделать вывод:

Общество заинтересовано в том, чтобы у его членов, особенно у молодёжи, сформировалось мышление открытого типа, пробудился интерес к диалогу последователей разных мировоззрений и политических предпочтений к устранению предубеждённости друг против друга на основе терпимости и конструктивного сотрудничества во имя всеобщего блага.

Вместе с тем, общество выступает за жесткое пресечение любых экстремистских действий, за неотвратимость наказания их вдохновителей и участников.

Повсеместное и полное утверждение атмосферы толерантности и одновременно активного неприятия проявлений экстремизма – долгий процесс. Здесь многое зависит не только от государственных органов и общественных, в том числе молодёжных, организаций, но и от системы образования и воспитания, от средств массовой информации, деятелей культуры, от преодоления ими своего индифферентного отношения к бытующим – далёким от толерантности – позициям и нравам, к рецидивам экстремизма. Значительное воздействие способны оказать также здравомыслие и культура политических деятелей, лидеров общественных, особенно молодёжных, движений и организаций.

На наш взгляд, цель данной работы достигнута, а именно: выявлен уровень толерантности, доминирующий среди учащихся 9-11 классов, разработаны рекомендации по толерантному поведению.

Но на этом наша работа не заканчивается, она будет продолжена в следующем учебном году.

 

 

 

Список литературы и источников

  1. Бетенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 11 класс. - М.: ВАКО, 2009. С.174-177.
  2. Большой энциклопедический словарь. В 2 т./ Гл. ред. А.М. Прохоров. – Сов. энциклопедия, 1991.-Т.2.
  3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 2005.
  4. Ениколопов С. Н. Агрессивные установки личности: истоки фобий в конфликтных ситуациях // Межкультурный диалог. Исследования и практика. М., 2004.
  5. Краткая философская энциклопедия. М., Прогресс – Энциклопедия, 1994.
  6. Ожегов. С.И. Словарь русского языка. - М., 1983.-С. 707.
  7. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. М., 2002
  8. Словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов. - СПб.: Дуэт,1994.
  9.  Словарь по этике / Под ред. А.А.Гусейнова и И.С. Кона. М.-.: Политиздат, 1989.
  10. Словарь рус. языка: в 4-х т./АН СССР, Институт русского языка; Под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Рус. яз., 1981.
  11. Толковый словарь русского языка. В 4 т./Сост. В.В. Виноградов, Г.О. Винокур и др.; Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: русские словари, 1994.
  12.  World Conference against racism // Всемирная конференция по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Дурбан (Южная Африка). 31 августа – 7 сентября 2001. Декларация принципов терпимости // http://bhc.unibel.by/prava/toleranc.htm. http://www.rcio.rsu.ru/psy/tolerance1/p1_2.html.
  13. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» // http://dob.1september.ru/2003/23/10.htm.
  14. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Ljasnikov/_DuhKult_2_2_4.php.

 

Категория: Наши статьи | Добавил: влад (21.11.2015)
Просмотров: 8933 | Рейтинг: 3.0/4
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0